Роль Великого Шелкового пути в истории Китая


    Перед тем как начать описывать ту роль, которую играл Великий Шелковый Путь в системе отношений Китая со странами Запада, следует обратить внимание на историю возникновения и развития этой трассы, соединяющей восточную и западную части евразийского материка. Под понятием Великий Шелковый Путь подразумевается целая система горных трасс и дорог, пересекающих безводные степи и пустыни, леса и населенные местности. Так в истории формирования Шелкового пути можно выделить несколько отдельных трасс, соединяющих Китай с Передней Азией и Восточным Средиземноморьем. Е. И. Лубо-Лесниченко выделяет следующие этапы становления Шелкового пути[ Е. И. Лубо-Лесниченко, Китай на Шелковом пути. М.,1994. ] :

  1. - период Нефритового пути;
  2. - период функционирования Западного меридионального пути;
  3. - Великий Шелковый путь в эпоху централизованных империй Цинь- Хань
    (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.);
  4. - Шелковый путь в период политической раздробленности Китая (3-6 вв.);
  5. - Шелковый путь в период второго расцвета Китайской империи (7-9 вв.).

    Данная периодизация основана на событиях, имевших место главным образом в истории собственно Китая и, казалось бы, не связана с историей других государств, расположенных по Великому пути. Но следует учитывать тот факт, что в древности и раннем средневековье производство шелка, являющегося, по сути, основным продуктом торговли на Великом пути, находилось в руках китайцев. Следовательно, все события китайской истории напрямую отражались на состоянии международной торговли по Великому Шелковому пути, и периоды взлетов и падений активности на этом пути тесно связаны с внутренним положением внутри Поднебесной.
    Итак, наиболее ранним этапом функционирования дороги из Китая на запад был Нефритовый путь. Нефрит - поделочный камень зеленого, реже белого, серого, черного цветов. Этот камень необыкновенно высоко ценился древними за красоту, прочность и вязкость. В древнем Китае этот минерал олицетворял добродетель и из него изготовляли различные культовые предметы: треножники, литофоны, вазы, жертвенные чаши и т. д. [Б. Ф. Куликов, В. В. Буканов, Словарь камней-самоцветов. Л.,1988,с.65] . Сыма Цянь описывает нефрит, как "камень, который по окраске не сравнить со снегом, по влажности - с дождем, по глянцу - с жиром, по блеску - со светильником." " Однако, - пишет Сыма Цянь,- добыть его очень трудно, для того чтобы достичь гор Куньлунь, где нефрит добывается, придется переправиться через две реки и шесть озер. Только сто из тысячи и десять из ста путешественников возвращаются домой невредимыми." [Сыма Цянь, Ши цзи, цз.] Из этого короткого сообщения становятся очевидными два факта:

    Чжан Цянь, посетивший Центральную Азию в 140-130 гг. до н.э., упоминал о том, что в Хотане процветала добыча нефрита для отправки в Ханьскую империю. [ Е. И. Лубо-Лесниченко, указ. соч., с.212 ].
У Сыма Цяня сохранилось содержание доклада сановника Ли Сы императору Цинь Ши Хуану, где Ли Сы рапортует о поступлении в государственную сокровищницу нефрита с Куньлуня [Сыма Цянь, Ши цзи, цз.123]. Хотан и производимый там нефрит упоминаются в " Каталоге гор и морей"[ Шань Хай цзи,М.,1975,с.73-76].
    Следует также добавить, что большое количество изделий из нефрита Аньянского периода (кон.2-го тысячелетия до н.э.) было изготовлено именно из куньлуньского материала (хотя часть предметов делалась из нефрита с местных месторождений Ланьтянь и Наньян, но они быстро истощились). Посредниками в торговле нефритом между Хотаном и Китаем выступали вплоть до 3 в. до н.э. юэчжи, занимавшие обширные просторы Центральной Азии.
    Итак, с древнейших времен Китай был связан торговым путем через Ганьсуйский коридор, Таримскую впадину с Хотаном, откуда посредством юэчжей получал нефрит. Эквивалентом этому минералу при торговых операциях служил шелк, который отправлялся на запад в качестве "подарков" в обмен на камень. Таким образом, китайский шелк со второй половины 2-го тысячелетия до н.э. попадает в Среднюю Азию, что подтверждается данными археологических исследований Саппалитепы в южном Узбекистане. [ А. Аскаров, Саппалитепа. Ташкент,1973]
    Также шелк попадает дальше на запад: на Ближний Восток, что подтверждается находками из урартской крепости Топрак-кола. [ Труды 27 международного конгресса ориенталистов]. Проникновение шелка на запад можно о бъяснить только существованием в древности пути, являвшегося продолжением Нефритового.
    Эта трасса получила в отечественной исторической науке название Великого Лазуритового пути. Лазурит или ляпис-лазурь, лазоревый камень, укну, бухарский камень - необыкновенно красивый минерал синего, фиолетово-синего, зеленовато - или голубовато-серого цвета. Из-за своей красоты и редкости камень этот очень высоко ценился многими народами. [ Б. Ф. Куликов, В. В. Буканов, указ. соч., с.59-60]. Также ляпис-лазурь является ценнейшим материалом для изучения древней истории. Дело в том, что лазурит встречается на Евразийском материке только в месторождениях Горного Бадахшана, Прибайкалья и отчасти Корейского полуострова. Но география распространения изделий из лазоревого камня гораздо шире:

    Таким образом, обобщая все вышеизложенное, можно придти к выводу, что еще в глубокой древности (по крайней мере, в 3-2 тыс. до н.э.) драгоценные камни Бадахшана попадали в различные районы Древнего Востока. Маршрут перевозки лазурита по реконструкции Сарианиди В. И. [О Великом Лазуритовом пути на Древнем Востоке// Краткие сообщения института археологии, 1968,№114] выглядел так: камень, добытый в Бадахшане, попадал в поселение Мундигак, затем через Сиалк на Иранском нагорье лазоревый камень достигал Месопотамии, а оттуда он уже расходился в Сирию, Египет, Анатолию. Вполне возможно, что существовал и путь доставки лазурита по морю (первая половина 2 тыс. до н.э.): из Бадахшана лазоревый камень спускали по Инду до Аравийского моря, а оттуда в бассейн Персидского залива.
    В первом тысячелетии до н.э. объемы перевозок камня по этому пути были очень высоки. Так, например, ассирийский царь Тиглатпаласар (8 в. до н.э.) обложил подвластные ему народы данью равной 9 тоннам лазурита [Янковская,//В.Д.И.,1956,№4].
    В середине 1 тыс. до н.э. бадахшанский лазурит попал в Китай, где стал известен под названием сэсэ [Э. Шефер, Золотые персики Самарканда. М.,1981. С. 450, 305]. Китайцы покупали лазурит на рынках Хотана через посредничество юэчжи или непосредственно, а денежным эквивалентом служил экзотический для жителей Средней и Передней Азии шелк. Таким образом, становится возможным обозначить на карте пути, связывающие китайскую державу с западом в первой половине 1 тыс. до н.э.: в Дуньхуане китайцы выменивали у юэчжи свой шелк на нефрит, лазурит; далее шелк через посредничество юэчжи попадал в Хотан; оттуда шелк направлялся в Бадахшан, Персию, а затем по Царской дороге в Сарды, Ефес и далее на запад.
    Торговля шелком с западными соседями в Китае начинается примерно с конца периода Чжань го (до этого времени мы можем говорить лишь об обмене шелка на самоцветы). Первоначально китайский шелк распространился в Персии и в долине Инда (5 в. до н.э.). Об этом можно судить на основании сообщений Геродота и Ксенофонта. Они писали, что персы носят "мидийскую одежду, которая считается очень дорогой, пышной и красивой."[ Геродот, История. Л.,1972,с.135]. Поясняя эти сообщения, Прокопий утверждал, что под этой одеждой подразумевается "шелк, из которого персы имели обыкновение изготовлять одежды, которые греки называли мидийскими, а в настоящее время называют серика" [Прокопий, Собрание cочинений, Т.20].
    После восточных походов Александра Великого в античной литературе появляются конкретные сведения о китайском шелке. Так, учитель Александра Аристотель в своей "Жизни животных" описывает производство шелка: "Из большого червя получается куколка, затем кокон. Все эти превращения происходят за шесть месяцев. От этого животного женщины отделяют и разматывают коконы и затем прядут их. Говорят, что дочь Платеса - Полифония первой стала прясть их на острове Кос."
     Этот отрывок вызвал бурную дискуссию среди специалистов: ряд ученых (Шофф, Чарльзворт) считают, что косские ткани - тканный заново китайский шелк; Сузуки Осаму, Либерман полагают, что информация Аристотеля основана на сведениях, принесенных восточным походом Александра, о способах приготовления шелка в самом Китае. Итак, Нефритовый путь связал Китай со странами Ближнего и Среднего Востока, что позволило жителям запада познакомиться с уникальным дальневосточным товаром - шелком. Западный меридиональный путь - трасса, связавшая южные китайские районы с Центральной Азией, Южной Сибирью. Путь этот проходил через Восточный Туркестан, Цайдам, вдоль рек Миньцзян и Даду в Юньнань и далее в Бирму и Вьетнам. Северный отрезок пути - Кыргызский путь проходил от Джунгарии до Минусинской котловины [Е.И. Лубо-Лесниченко, Пазырык и Западный Меридиональный путь. Страны и народы Востока. Вып.25,М.,1987]. Сведения о существовании этой дороги мы получаем от Сыма Цяня.
    Согласно Ши цзи (цз.129) в период правления Вэнь Гуна (765-716 гг. до н.э.) в начале периода Чуньцю купцы из царства Ци, Лун и Шу ходили торговать в столицу Цинь город Юн. А из центрального Китая ("областей внутри четырех крепостей") до уделов Ба и Шу существовала "дорога в тысячу ли с деревянными покрытиями в опасных местах, и на этой дороге не было такого места, по которому проход был бы затруднен".
    В циньское время проход назывался Учидао - дорога шириной в пять чи. Этой трассой южнокитайские районы были связаны с Центральной Азией, что подтверждается археологическими открытиями, сделанными в провинциях Сычуань и Юньнань. В 1955 г. были произведены раскопки комплекса погребений правящей верхушки государства Диен), о существовало в 4 в. до н.э. на территории современной провинции Юньнань). Там было найдено большое количество бронзовых скульптур со многими признаками звериного стиля евразийских степей. Многие изделия из диеннских захоронений практически копируют ряд произведений искусства, обнаруженных в Минусинской котловине, на Алтае, Кубани, Дону [ Д.В. Деопик, Всадническая культура в верхней Янцзы и восточный вариант звериного стиля. - Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М.,1979, с.62-67]. Это говорит о том, что изделия из бронзы степных кочевников евразийских степей попадали далеко на юг по этому меридиональному пути.
    Об интенсивности торгового обмена между Китаем, Южной Сибирью и Ближним Востоком свидетельствует то, что в Минусинской котловине обнаружено огромное число китайских и ближневосточных изделий: бронзовые зеркала 4 в. до н.э. из царства Чу, шелковые ткани из южного (район Чанши) и северного (район Лояна) Китая, а также многочисленные стеклянные изделия с Ближнего Востока. При помощи Западного меридионального пути южные области Китая были связаны со странами Средней Азии и Ближнего Востока. Так в 123-й цзюани "Исторических записок" Сыма Цяня рассказывается о путешествии Чжан Цяня в Дася ( Бактрия) в 140-130 гг. до н.э. В докладе императору У ди Чжан Цянь писал следующее: "В бытность мою в Дася я видел там бамбуковые посохи из Цюн и холсты из Шу и спросил, откуда они получают это. Жители царства Дася сказали мне, что их купцы ходят торговать в Шэньду."
    Под понятием Шэньду (Индия) древние китайцы подразумевали не только саму долину Ганга, но и Бирму и даже часть современной Юньнани. Через эти тропические регионы часть изделий китайских мастеров попадала на рынки Индии, а оттуда расходилась на Ближний и Средний Восток. В обратном направлении шли предметы ближневосточного происхождения: узорные каменные и стеклянные бусы, драгоценности в обмен на шелк, бамбук и купроникель из шусских месторождений.
    Итак, во второй половине 1-ого тыс. до н.э. Китай был связан с регионами Сибири, Средней и Южной Азии Западным меридиональным путем. Южными контрагентами на нем были купцы из царства Шу и Индии, северными - бактрийские купцы. Великий шелковый путь в 3-1 вв. до н.э. Конец 3 в. до н.э. ознаменовался образованием в Восточной Азии двух обширных империй: кочевого государства Сюнну и централизованной империи Цинь - Хань.
    При шаньюе Модэ хунну покорили территорию от Байкала на севере до Великой китайской стены на юге, от реки Ляохэ на востоке до оазисов Сериндии на западе. Политическое влияние хуннов при шаньюе Чжичжи (53-34 гг. до н.э.) до Приуралья и Нижней Волги. Создание подобной централизованной империи в центре Азии и экспансия хунну на Дальний Запад обусловили значительное расширение торговых контактов. Путь изделий ближневосточных мастеров в Сюнну лежал через цепь оазисов северной части Восточного Туркестана в северную Монголию, где располагалась ставка шаньюя. Столица Сюнну была соединена с Хань так называемой Лунченской дорогой. По ней из Китая в качестве подарков (завуалированная дань) поступало огромное количество шелковых тканей, риса, предметов роскоши. Часть шелка сюнну отправляли по степи в греческие колонии Причерноморья и Боспорского царства в обмен на изделия мастеров Средиземноморья. По мере развития отношений между Китаем и Сюнну большое количество китайского шелка сюнну выменивали у китайцев на скот и лошадей [Е.И. Лубо-Лесниченко, Китай на шелковом пути, с.230.].
    Но подобные отношения не могли удовлетворить китайскую сторону. По мере роста политического и экономического могущества империи Хань при императоре У ди важнейшей внешнеполитической задачей Китая стало установление прямых торговых контактов со странами Запада, минуя посредничество хуннов или индийцев. Благодаря политике перманентной войны с Сюнну императора У ди и успешным действиям полководца Вэй Цина, китайцам удалось закрепиться в стратегически важном Ганьсуйском коридоре [ Н.Я. Бичурин, указ. соч., с.62-64].
    Это произошло во второй половине 2-го века до н.э. и привело к серьезным изменениям в международной ситуации в Центральной Азии. После путешествия Чжан Цяня в Среднюю Азию (140-130 гг. до н.э.)можно говорить собственно о Великом шелковом пути, связавшим Хань с Ближним и Средним Востоком напрямую. Ханьская династийная история описывает две дороги на запад - южную и северную, расходящиеся по разным направлениям по выходе из Ганьсуйского коридора: " Южная дорога проходит через Шаньшань ( р-н озера Лобнор) вдоль северного склона Южных гор ( Куньлунь) и далее по реке к западу от Шачэ ( Яркенд). Далее к западу Южная дорога идет через Цинлин ( Памир ) к Большим Юэчжи ( Бактрия ) и Аньси ( Парфия ). Северная дорога, начинаясь от Чеши ( Турфанский оазис ), следует вдоль Северных гор ( Тянь-Шань ) и по реке Тарим на запад до Сулэ ( Кашгар ). Следуя далее на запад, Северная дорога пересекает Цинлин и идет в Давань ( Ферганская долина ), Канцзюй ( Среднеазиатское междуречье ) и в Яньцай ( Нижняя Волга и Приуралье )'' [ Бань Гу, Хоу Хань шу, цз.96 ].
    Первые описания Великого шелкового пути античными авторами дошли до нас в отрывках других, более поздних авторов, как например, сообщение Аполлодора Артемидского в труде Поседония. Большую ценность представляет книга, приписываемая Арриану " Плавание вокруг Эритрейского моря". Наиболее полное и цельное описание древних путей в Китай дал Птолемей в "Географическом руководстве" (середина 2 в. н.э.). Свои знания о странах Центральной Азии он почерпнул в сочинении Марина Тирского ( 107-114 гг. н.э. ). Марин же в свою очередь пользовался информацией купца из македонии Маеса Тициана, посланцы которого посещали Восточный Туркестан с торговыми целями. Птолемей разделил путь в Серику ( Китай ) на три большие отрезка:


    Итак, в период существования централизованных империй Цинь- Хань Китай становится главным мировым экспортером шелка. Возникают многокилометровые караванные пути с особой инфраструктурой: оазисами, где работали ямы (караван- сараи), системой вооруженной охраны, службой гонцов и т.п. Шелковый путь связал различные цивилизации Евразии, так что народы тысячи лет не знавшие о сущестовании друг друга начали оказывать взаимное влияние в культурном, экономическом, религиозном отношениях.
    Существование подобного пути стало возможным благодаря наличию такого универсального товара как шелк. Шелк легок, компактен, прочен, что делает его идеальным товаром для торговли на большие расстояния. Шелк редок, дорог и необыкновенно красив и изыскан, что делает торговлю им чрезвычайно выгодной. Еще в чжоусский период шелком была покорена знать народов Восточного Туркестана. В 4 в. до н.э. китайский шелк через Бирму и Сериндию попадает в Индию. Письменные источники сообщают, что к 2-му в. до н.э. китайский шелк получил распространение в Парфии (там из него помимо одежды изготовлялись боевые знамена). В 1 в. до н.э. шелк попал в Александрию, где для царицы Клеопатры в специальной мастерской шилироскошные шелковые одеяния. Во время правления Октавиана Августа в римской поэзии появляются многочисленные упоминания о шелке (serica). В Риме существовал специальный рынок в районе Viscus Tuscus, где сирийцы торговали шелком, перекупленном в Антиохии и Пальмире.
    Если с востока на запад двигались караваны, груженные шелковыми тканями и пряжей, то в обратном направлении шли товары из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья : ковры из верблюжьего ворса, стекло, покрывала и паласы, предметы роскоши. Таким образом можно сделать вывод, что к первым векам новой эры между Китаем и другими регионами евразийского материка сложилась система торговых путей - Шелковый путь. Караванные маршруты были оборудованны оазисами, на торговых путях росли и процветали города. Великий шелковый путь в I тысячелетии н.э.
    Однако в 3-4 вв. н.э. в системе дорог Шелкового пути происходят значительные изменения. На Южном пути от Черченя до Хотана в древних оазисах Эндера (Сака), Ния (Кадота), Дандан (Нина) жизнь вследствии усыхания источников воды угасает, и дорога отклоняется к югу, проходя близ северных отрогов Куньлуня [ Лубо- Лесниченко, указ.соч. с.252]. После падения Ханьской империи в начале 3-го века старая Северная дорога оживает, и в 3-4 вв. по ней начинается активное движение. Однако, после падения Ранней Лян (301-376 гг.) оно прекращается. В "Кратком описании Вэй" сообщается о появлении Нового Северного пути (бэйсинь дао ), который начинался в Юймыньгуане, затем обходил пустыню с востока, вел в Иу (Хами) и далее шел вдоль северных отрогов Тянь- Шаня на запад. В период "шестнадцати династий" усилилась роль Синина как важного торгового и транзитного центра, лежавшего на пересечении Тяньдукоуской и Туюйхуньской дорог. Тяньдукоуская дорога из Ланьчжоу шла через Ляньхэ, Синин, Датун, Эбо, горы Цилянь и горный проход Тяньдукоу. Оттуда она вела к Чжанъе, где сливалась с главным Хэсийским путем. По этому пути проходил на рубеже 4 и 5 вв. буддийский паломник Фа Сянь. В своих "записках" он описывает: "Выехав из Чанъани, пересекли горы Лун и прибыли в страну Цзянгуй (Западная Цинь), где остановились в Ланьчжоу на лето. Когда пребывание там закончилось, прибыли в страну Жудань (Южная Лян) и затем, перейдя горы Янлоу (современное название Яннюй), достигли грандиозного города Чжанъе". В 609 г. по этой дороге от Ляньчжоу до Чжанъе проехал суйский император Ян ди.
    Древняя Туюйхуньская дорога, названная так по имени туюйхуней, господствовавших в 4-6 вв. на территории современной провинции Цинхай, из Ланьчжоу вела в Синин и далее на запад в Дулань, а оттуда к Роуоану. По Туюйхуньской дороге, указывает Ляншу, "часто приходили торговать купцы". Торговля, очевидно, велась с большим размахом : в 553 г. западновэйский губернатор Лянчжоу Шу Нин захватил возвращавшийся по этой дороге купеческий караван, в котором, как сообщает Вэйшу, 240 западных купцов на 600 верблюдах и ослах везли 10 тысяч кусков различных узорных и гладких шелковых тканей. Находки в Синине значительного каличества сасанидских монет, выпущенных при Перозе (459-484 гг), - 76 штук- подтверждают письменные сведения об усилении роли Синина как важного транзитного центра в торговле между востоком и западом. С торговыми караванами сасанидские и византийские монеты достигали Чанъани, где было найдено 12 сасанидских и 2 византийские монеты. Стеди этих находок большая часть относится к чеканке персидского царя Шапура II (310-379). В Восточном Туркестане были найдены и монеты последних правителей Ирана : 593 монеты Хосрова II (590-628), две- Борана (630-631), три- Йездигера III (632-651). Что свидетельствует о наличии в 5-7 вв. интенсивного торгового обмена между Ираном и Китаем. Византийские монеты, найденные в Восточном Туркестане и Северном Китае,- это эмиссии, охватывающие период от Феодора II (408-450) до Юстиниана II (565-578). Вероятно, значительная часть этих монет попадала на Восток по Северному пути, пролженному Менандром и согдийскими купцами. Отчеканенные из драгоценных металлов сасанидские и византийские монеты восполняли нехватку в денежном обращении Восточного Туркестана и Западного Китая золота и серебра. В династийных хрониках Северной Вэй и Северной Чжоу сообщалось об обращениисеребряных сасанидских монет в оазисах Кучи и Турфана. Тексты из Дуньхуана и Гаочана падтверждают, что серебряные (сасанидские) и золотые (византийские) монеты широко употреблялись в Суй при различных торговых операциях. Период, охватывающий примерно полтора столетия (7- первая половина8 вв.), можно считать периодом расцвета Шелкового пути, когда экономические и культурные связи Китая со странами западного мира достигли своего пика. Активная торговая деятельность разворачивалась на Средней дороге, проходившей через Согд и низовья Волги до Северного Кавказа и далее в Византийскую империю. Обладая к тому времени высокоразвитой техникой производства худажественных тканей, согдийцы в больших количествах вывозили из Тан шелковую пряжу. В эпоху Тан активизировалось движение и по труднопроходимой дороге, идущей из Восточного Туркестана через Цайдам, Тибет, Непал в Индию. Этим путем, в частности, проходил монах Сюань- Цзан в 7 в. В 10-11 вв. значение этого пути возрастает,и, как свидетельствует иконографические материалы из мертвого города Хара-Хото, благодаря ему расширяется буддийское влияние в Центральной Азии. В середине 8-го в. в системе международных связей Китая с Западом происходят значительные изменения. Восстание Ань Лушаня потрясло до основания Танскую империю. В Таласской битве 751г. китайцы потерпели сокрушительное поражение от войск Арабского халифата. Результатом этого стол переход запдной части Шелкового пути под арабское влияние. Другим важным событием этого периода явилось то, что всладствие тибетского вторжения в Восточный Туркестан и западный Китай в конце 8- начале 9 вв. весь центральный участок Шелкового пути попал под тибетский контроль. Все это чинило серьезные помехи сухопутной трансконтинентальной торговле и культурным связям, быстро пошедшим на убыль.
    Одним из важнейших последствий этих событий явилось возобновление активного движения по старой дороге кочевников, связывающей Синьцзян с Северной Монголией. В танское время этот путь получил название хуйху лу - уйгурская дорога. Уйгурский путь шел из Бэйтина (Бешбалык) к озеру Баркуль и далее на северо- восток к столице каганата- Харабалгас. Южный вариант Уйгурского пути, идущей из Бэйтина через Тунчен (Хара-Хото) и Ордос в центральный Китай, назывался фэн лу ( )- дорога ветров. Первые сведения об этой трассе появляются в конце 8 в. По ней в 10в. буддийские паломники отправлялись на запад.
    Относительно Кыргызского пути имеются свидетельства как китайских, так и мусульманских источников. Наиболее полное описание этой дороги приводит Гардизи в "Зайн ал-Ахбар", написанном в 1050-1053 гг. : "Путь к киргизам ведет из страны тугузгузов , а именно из Чинанджкета в Хасан ; из Хасана в Нухбек до Кемиз-Арта один или два месяца пути среди лугов и 5 дней по пустыне. От Кемиза до Манбек-лу два дня идут по горам, потом приходят в лес ; начинается степь, источники,места охоты, до горы, которую называют Манбек-лу ; гора высока, на ней много соболей, белок и доставляющих мускус антилоп, много деревьев и обильная охота ; гора хорошо населена. После Манбек-лу переходят к Кёгмену ; по дороге встречаются пастбища, хорошие источники и много дичи ; четыре дня идут потакой местности до горы Кёгмен. Гора высока, на ней много деревьев, дорога узка ; здесь военный лагерь киргизского хана. Из трех дорог одна ведет к тукузгузам, на юг ; другая - к кимакам и халлухам, на запад ; третья- в степь." [ Бартольд В.В., Извлечение из "Зайн ал-Ахбар. "-Сочинения.т.8.М.,1973,с.47]
    Т.о., согласно Гардизи, из трех дорог, связывавших кыргызов с внешним миром, одна вела на северо-восток к Байкалу, другая шла на запад к верховьям Иртыша и Аралу, совпадая с древним степным путем. Основные же связи сохранялись по южной дороге, начинавшейся, согласно Гардизи, в Чинанджкенте (Турфан). Согласно Кызласову [История Тувы в средние века.М.,1973,с.96], военный лагерь кыргызского хакана находился в северной части современной Хакассии у слияния рек Белый и Черный Июс. В середине 9-го века эта ставка находилась в Туве, на южной стороне хребта Танну-олу, а в начале 10 в. в Кемеджкете[Материалы по истории киргизов в Киргизии,т.1,М.,1973,с.41]. Кемиз-арт скорее всего находился на ююжных склонах Тарбагатая. Манбек-лу представляет собой искаженное наименование Танну-ола (Алтай), Кёглен- Саяны. Таким образом, кыргызский путь из Турфана шел через Джунгарию в предгорья монгольского Алтая и далее через перевал Кемиз-арт, через Туву к Минусинской котловине.
    Т.о. на протяжении всего рассматриваемого периода Китай был связан со странами запада многочисленными караванными трассами. Это давало возможность экономическому, политическому, культурному взаимообмену между цивилизациями востока и запада. Рассмотрев основные доктринальные установки китайской внешней политики и транспортные пути, соединяющие Китай со странами Запада автор пришел к следующему выводу. Основной внешнеполититической задачей китайского правительства на западном направлении в рассматриваемый период являлась борьба за контоль над транспортными путями, связывающими Китай с Средней Азией, Индией и Восточным Средиземноморьем.



Назад на главную

Китай и Центральная Азия

Сайт управляется системой uCoz