Китай и Центральная Азия


Центральная Азия представляет собой обширный регион, граничащий с Китаем на западе. Существуют несколько названий этого регтона: Восточный Туркестан, Сериндия, Западный край (Сиюй), Синьцзян. В географическом отношении Центральная Азия представляет собой засушливую бессточную область, окруженную со всех сторон горами: Саянами и Алтаем на севере, Памиром и Тянь-Шанем на западе, Куньлунем на юге, Большим Хинганом на северо-востоке. И только на востоке Синьцзян не обрамлен высокими горами. Лишь Хуанхэ, замерзающая зимой в верхнем своем течении, служит естественной границей между Западным краем и Великой Китайской Равниной. Экстримальные природные условия определили занятия местного населения: кочевое и отгонное скотоводство. В разное время разные народы населяли Синьцзян, это были и сюнну, и хусцы, и ухуани, и сяньби, и цзе, и тобгачи, и тюркюты, и кидани, и монголы. Но всех их объединяли, мягко говоря, не простые отношения с Китаем. Изучая историю кочевых народов Центральной Азии, невольно задаешь себе вопрос: ''В чем лежит корень многовековой борьбы между народами Китая и степи?'' Возможно, враждебность кочевников к Империи связана с агрессивным внешнеполитическим курсом, который проводился китайским правительством по отношению к ним. Или напротив, китайцы вынуждены были отвечать адекватными мерами на регулярные набеги орд степняков на поселения земледельцев. А может быть, корень проблемы заложен в изначальных культурных отличиях цивилизации земледильцев и скотоводов? Автор в этом разделе попытается ответить на эти вопросы рассмотрев различные аспекты взаимоотношений Китая и народов Сериндии. Одним из наиболее влиятельных среди них был народ Сюнну.

Сюнну известны нам исключительно под китайским именем, так как сами письменности не имели. Китайские иероглифы- сюн-ну можно перевести как ''злой невольник''. Китайская традиция возводит происхождение хуннов (синоним выражения ''сюнну'') к сыну последнего императора Ся Цзе-куя Шун Вэю. Согласно легенде, Шун Вэй после падения династии с семьей и поддаными бежал на север в степь, где его потомки смешались с племенами хяньюй и хуньюй. Современные исследователи возводят происхождение сюнну к жунам или же к племенам ху . Первое достоверное упоминание о сюнну относится к 822 г. до н.э., когда орды кочевников совершили набег на Чжоу и даже захватили столицу. Из победоносной оды Сюань-вану, вошедшей в сборник Ши цзин, становится известным, что чжоуссцам удалось одержать победу , но с большим трудом. После этого этноним ''сюнну'' длительное время не употреблялся, вероятно в связи с тем, что их оттеснили на север жуны. К 3 в. до н.э. Сюнну вступают в эпоху военной демократии. К тому же, после разгрома северо-китайскими княжествами племен жунов, дорога на Китай хуннуским вторжениям была открыта. Нападения кочевников на Поднебесную участились. Наличие внешней опасности в лице сюннусцев послужило дополнительным фактором, способствовавшим централизации Китая.

В конце 3 в. до н.э. хунны продолжали беспокоить рубежи империи Цинь так, что Цинь Шихуану пришлось продолжить, начатое в конце периода Чжаньго отдельными княжествами, строительство Великой Китайской стен. В 214 г. до н.э. Цинь Шихуан направил против сюнну полководца Мэнь Тяня со стотысячным войском[История Китая с древнейших времен, М., 1972, с.36]. Мэнь Тянь захватил Ордос и занял предгорья Иньшаня и ''положил Хуанхэ границею, построил на берегу 44 уездных города, провел прямую дорогу из Гюань в Юнь.''[Бичурин И., Собрание сведений о народах, обитавших в Срединной Азии в древние времена,т.1.М.-Л.,1950, с.45]. Шаньюем у сюнну был в то время Тумань (Тоумань, Тюмень). Ему не удалось дать отпор китайским войскам, и, поэтому, хуннам пришлось откочевать в Халху. Один из двух сыновей Туманя был отдан в заложники юэчжам, народу индоевропейского происхождения жившему на западе Синьцзяна и издревле враждовавшему с сюнну, для обеспечения мира с ними. Звали его- Модэ (Маодунь). А в это время в Китае вспыхнула гражданская война, приведшая к установлению новой династии Хань.

Модэ со временем удалось бежать из плена и стать на родине темником (управляющим тюменью - 10 тыс. воинов). Модэ при помощи верных ему воинов совершил переворот в 209 г. до н.э. Расправившись со своими ближайшими родственниками и старой родовой аристократией, Маодунь стал во главе мощного объединения племен сюнну. Первый свой удар новый шаньюй нанес против дунху, захватив территорию современной Маньчжурии, в 205-202 гг. на севере Модэ подчинил себе племена хуньюй, кюеше, динлинов, кыргызов, Модэ также нанес сильнейший удар по извечным врагам сюнну - юэчжам, так что те вынуждены были перекочевать далеко на запад в Бактрию. Зимой 200 г. до н.э. хунны вторглись в ханьский Китай и разорили некоторые северо-западные районы страны. У ослабленного длительной междусобной борьбой Китая не было сил оказать действенное сопротивление захватчикам, поэтому Лю Бан был вынужден подписать с сюнну первый договор типа хэ цинь. По этому договору Гао Цзу и Маодунь признавались родственниками, а в качестве залога дружбы и мира китайский император отправлял в ставку шаньюя принцессу, становившуюся супругой шаньюя. Договор этот был чрезвычайно важен для молодого сюннуского государства в морально-политическим отношении так, как он предполагал, что с шаньюем должны считаться как с зятем императора.

Таким образом, Китай должен был считаться, что на его западных границах возникло новое мощное агрессивное государство, которое фактически перерезало основные пути сообщения Китая со странами запада: кыргызский и нефритовый пути. Эти трассы полностью заглохли в связи с тем, что основные посредники-юэчжи вынуждены были покинуть пределы Центральной Азии. Вся дальнейшая внешняя политика Хань должна была учитывать этот многозначительный фактор. Основной задачей Китая на западном направлении стала нейтрализация сюнну с целью, во-первых, обезопасить границы и, во-вторых, вернуть контроль над путями на запад. Но в начале эпохи Хань, когда Китай должен был решать многочисленные внутренние проблемы, в центральноазиатском регионе безраздельно господствовали сюнну.

Однако, торговля нуждалась в инфраструктуре. Мы можем предположить, что многие купцы предпринимали смелые попытки проникнуть во владения сюнну с целью наладить сбыт китайских товаров, приобрести торговые связи для продвижения их дальше на запад. Таким образом, сюнну естественным путем оказывались в самой гуще торговой активности. При шаньюе Гюньчене (161-126гг до н.э.) с императором Вэнь ди в 152 г. до н.э. был заключен договор, согласно которому сюнну получали право на беспошлинную торговлю на приграничных рынках Лунчен, Юньчжун, Яймын. Там китайские купцы выменивали шелк, рис, предметы роскоши на степных лошадей, рогатый скот. Далее по Лунченской дороге китайские товары достигали Халхи (ставки шаньюя). Оттуда часть по степи перевозилась в Причерноморье. Существовал и другой путь- через Бирму и Индию, но и он был сопряжен с многочисленными трудностями. Можно себе представить объем потерь, которая понесла китайская казна в связи с договором 152 года. Ханьский Китай не мог быть удовлетворен ни условиями торговли с западными странами, ни существованием у себя под боком постоянной угрозы в лице орд кочевников-хунну. К тому же императору Поднебесной, сыну Неба и Владыке мира невозможно было смириться с существованием по-соседству ''Рожденного Небом и Землей, поставленного Солнцем и Луной, Великим шаньюем'', как величали себя правители Сюнну. Также убыточным для Китая был и процесс ''бегства в степь'', когда многие граждане Поднебесной уходили к хуннам, чьи законы и обычаи казались более предпочтительными. Император У ди (140-87 гг. до н.э.) как только заступил на трон начал подготовку к большой войне с Сюнну. В 138 г. до н.э. он отправил чиновника Чжан Цяня с миссией к юэчжи в Бактрию, которые всегда оставались врагами Сюнну. Чжан Цянь с рабом Тяньи был захвачен в плен хуннами, когда пересекал их территорию. Около 10 лет он провел в плену, когда ему удалось бежать в Давань (Ферганская долина). Там ему дали проводника и через Согдиану Чжан Цянь проехал во владения юэчжи. Хотя миссия Чжан Цяня не увенчалась успехом, но в Китай попали ценнейшие сведения о западном мире: об Усунях, о Канцзюе в районе Балхаша, о Яньцае (Сарматия), об Аньси (Парфия), о Тяочжи (Месопотамия), о Шэньду (Индия) и о дороге в этот мир. Благодаря второй миссии Чжан Цяня Хань получила знаменитых ферганских лошадей, а также был разведан Южный караванный путь. У ди предпринял активные боевые действия против приграничных рынков. Этой операцией в 129 г. до н.э. руководил полководец Вэй Цин. Из Лунчена войска Вэй Цина нанесли мощные удары в Ордосе против сюнну. Китайцам удалось закрепиться в Хэсийском коридоре, что позволило сделать путешествия китайских караванов вплоть до Дуньхуана вполне безопасным. Таким образом, У ди удалось осуществить главное: установить торговый путь через Сиюй.

При приемниках У ди позиция Китая в Срединной Азии продолжали укрепляться. В середине 1 в. до н. э. сюннуский шаньюй Хуханье вместе с частью своего народа перешел под покровительство династии Хань. В 1 в. н. э. китайцам удалось значительно усилить свое положение в западных областях Синьцзяна. Укрепление это связано с именем полководца Бань Чао, который в 80-х годах завоевал целый ряд оазисных государств: Яркенд, Аксу, Гумо.Но уже в начале 2 в. китайское правительство объявило об эвакуации своих войск из западного края. Это было связано с появлением в Синьцзяне орд Сяньби и удачным восстанием северных Сюнну в 107 г. К середине 2 в. ситуация в Синьцзяне была такова: Шаньшань была подчинена Китаю; Хами перешло в руки Сюнну; северные оазисы были формально независимы, но фактически примыкали к Сюнну; Кашгар, Яркенд и Хотан оказались под протекторатом Кушана. И не смотря на многочисленные попытки возвращения этих земель китайцами, успеха они не имели.

В 155 г. на просторах восточного Туркестана возникло новое могущественное племенное объединение Сяньби. Во главе его стоял талантливый и властолюбивый Таншихай, который, разбив державу северных Сюнну, начал войну с Китаем (158 - 181 гг.). Китайскому могуществу в степях Срединной Азии был нанесен существенный удар. Династия Хань неукротимо слабела, погрязая все глубже и глубже в пучину дворцовых интриг и фаворитизма. В условиях 3 века императорской власти было не до Синьцзяна. Тем не менее, в конце 3 в. был основан новый оазис - Роуран на берегу Лобнора. Это свидетельствует, что торговые пути продолжали функционировать.

В эпоху Шестнадцати династий большая часть территории Китая была покорена кочевыми племенами. Правители многочисленных китайских государств стремились проводить активную внешнюю политику в Сиюе. В 328 г. лянский полководец Чжан Цзюнь учредил областную управу в Гаочане, где еще с ханьских времен существовала колония китайских поселенцев. С 460 г. по 640 г. у власти в Гаочане стояли правители из местных китайцев, когда в 640 г. оазис был покорен танскими войсками.

Полководец Ранней Цинь (351 - 384 гг.) Люй Гуан занял в 384 г. Кучу. Оттуда в виде дани было вывезено 20 тыс. верблюдов, 10 тыс. лошадей. Возвышение Северной вэй, в 445 г. завоевавшей Шаньшань, открыло период особенно интенсивных контактов между Синьцзяном и Китаем. Правители этой династии прекрасно понимали, что караваны с шелком крепче алебард пехоты привязывают Западный край к Срединной империи. Поэтому поддержание торговых путей стало способом осуществления власти китайских правителей над крошечными государствами Синьцзяна, ставшие практически полностью независимыми в период китайской смуты 4 - 6 вв. В целом политика Китая в этом регионе была направлена на удержание контроля над Шелковым путем скорее экономическими, чем политическими или военными методами ( доктрина ''цзими бу цзе'').

В 6 веке обстановка на просторах азиатских степей коренным образом меняется. Раздробленные и слабые государства Срединной Азии становятся легкой добычей тюрок, чья могущественная империя была создана ханом Ашина в 545 г. Тюркские войска очень быстро покорили территории от Каспия на западе до Великой Китайской стены на востоке. В 6 веке были изобретены металлические стремена и вьючная упряжь, что привело к своеобразному перевороту на трассах Великого Шелкового пути. Караваны, избавившись от телег, могли теперь значительно быстрее форсировать пустыни и перевалы. В ситуации роста международной торговли тяркам отводилась роль посредников между Китаем и Западным миром, что не могло удовлетворять интересам новой китайской династии - Тан. Правители Тан пересмотрели свою политику в отношении Тюркского каганата. И если Ли Юань платил тюркам дань, то при Ли Шимине в 628 - 630 гг. был осуществлен грандиозный поход против тюрок, приведший к распаду Восточнотюркского каганата. Проведение этой грандиозной акции обосновывалось стремлением китайских властей вернуть утраченное влияние на Шелковом пути. В 640 г. танские войска уничтожили Гаочан, что обеспечивало контроль над Южным путем. В 657 г. был разгромлен Западнотюркский каганат. Вдоль Шелкового пути вплоть до Урумчи были построены укрепления, где разместились гарнизоны танских солдат. Вместе с караванами из государств Средней Азии в Китай и из танской столицы на запад шли послы, путешественники, паломники. Продвижению китайцев на запад способствовал распад державы Сасанидов. Известно, что последний сасанидский царь Йездигер III даже просил заступничества у Китая.

В начале 7 века китайские войска разгромили племя тогонцев, влючив их земли в состав империи Тан. В 634 г. в Чанъань прибыли послы из Тибета. Через несколько лет, в 647 г., между Китаем и Тибетом был заключен мир, скрепленный браком Сроцзангампо с китайской принцессой Вэнь Чэн. В Лхасе поселились китайские чиновники, военные, купцы. Таким образом, китайская политика в Синьцзяне прошла три основных этапа: усиление китайского влияния в 2 в. до н. э. - 1 в. н. э.; ослабление Влияния Китая в регионе в период 2 -6 вв.; восстановление утраченных позиций в эпоху Тан.


Назад на главную
Вверх

Вперед


Сайт управляется системой uCoz