Китайско-индийские отношения


Индийский субконтинент отделен от Китая труднопроходимыми горными цепями: Гималаи, Тибетское нагорье, Куньлунь и т.д.. Однако близость географического положения, своеобразие культур двух государств привели к естественному взаимному интересу друг ко другу народов этих стран. Предполагается, что наиболее ранние контакты между Китаем и Индией возникли в IV-III вв. до н.э. через Сычуань, Верхнюю Бирму, Ассам. Они были тесным образом связаны с процессом заселения и освоения китайцами районов современной провинции Сычуань в начале IV в. до н.э. Эти контакты навряд ли были официальными так как поддерживались не государственной властью, а отдельными купцами. Во II в. до н.э. китайскими властями были предприняты попытки установления межгосударственных связей с Индией по юго-западной континентальной трассе (Сычуань-Верхняя Бирма-Ассам), но они не привели к положительным результатам. Удачной была лишь попытка установить официальные связи между Хань и Кашмиром по Туркестанской трассе, открытой Чжан Цянем. В конце 2- начале1 в. до н.э. была установлена связь с Индией по морю. [Китай и соседи,м.,1970,с.108-111.]. Подобную слабость и неразвитость китайско-индийских отношений в эпоху Хань можно объяснить тем, что тогда Империя только вышла на мировую арену и у ней не хватало сил вести активную внешнюю политику во многих направлениях одновременно. К тому же как будет показано ниже в период правления династии Хань приоритетом внешней политики стала экспансия в Восточный Туркестан с целью контроля над Шелковым путем, а Индия находилась в стороне от основных караванных трасс того времени. Поэтому можно сказать, что в эпоху Ранняя Хань Индия выпала или точнее сказать еще не находилась в сфере внешнеполитических интересов Китая.

Более тесному сближению Индии и Китая и установлению между этими государствами тесных политических, культурных и религиозных связей способствовал по мнению Неру буддизм [Д. Неру, с.199]. Одно из первых упоминаний о буддизме в ранних китайских хрониках можно встретить в 18-й цзюани "Хоу Хань шу", где говорится о посольстве в Индию в период между 58 и 78 гг. Рассказ о посольстве предворен интересной легендой, согласно которой "однажды императору Мин ди приснился образ золотого человека, прилетевшего во дворец в свете солнечного сияния. На другой день государь обратился к придворным за истолкованием этого сна. Один из них Фу И разъяснил, что Мин ди видел во сне образ мудреца западного мира по имени Фо ( )- Будда. Тогда Мин ди отправил во главе с Цзай Инем посольство, чтобы привести из Индии буддийские тексты и священников. По истечении двух лет пребывания во владениях юэчжи Цзай Инь встретил двух индийских монахов. Одного из них звали Цзяе Мотан (инд. Кашьяпа Матанга), другого Чжу Фа-лань (инд. Джармарайяна)." Посольство получило статую Будды и священные тексты. Индийские монахи прибыли в Китай на белых лошадях. Впоследствии в их честь в Лояне был построен монастырь Белой лашади.[В. Ш тейн, с.152-153] Легенда конечно же останется легендой, но все же она не может служить достаточным основанием для опровержения самого факта посольства. Следует обратить внимание на то, что в этом сообщении говорится об осведомленности некоторых чиновников о существовании культа Будды. Таким образом, можно предположить,что уже тогда в Китае существовали буддийские общины. Штейн в своей работе приводит сведения, что с середины 1 в. существовала китайская буддийская община в районе Пэнчена (северная Цзянсу). Покровителем этой общины являлся Лю Ин, родной брат императора Мин ди. Сохранился изданный им указ, из которого видно, что там был создан смешанный буддийско-даосский культ, сторонники которого поклонялись не только Будде, но и Хуан Лао (идеальному Государю и Лао-цзы).

Буддийское учение прочно укоренилось в районе Пэнчена, и община росла здесь в течении ряда десятилетий. По-видимому, именно она положила начало возникновению во второй половине 2 в. общины в Лояне.[Штейн, с.155]. Вышеизложенная легенда содержит в себе и сведения о посещении Китая индийскими учеными Кашьяпа Матангой и Джармарайямой. По преданию Кашьяпа Матанга поселился в Лояне на берегу реки Ло и совместно со своим спутником перевел с санскрита на китайский в общей сложности пять буддийских сутр из которых четыре в настоящее время к сожалению утрачены. Осталась только сутра "42 статей". Однако многие исследователи подвергают авторство Кашьяпы сомнению. Но как бы то ни было по данным Хоу Хань шу можно судить о том, что китайская центральная власть в середине 2 в. стала активно поощрять расспространение буддизма в Китае: ''император Хуаьнди (147-167гг.) любил божества. Он многократно возносил жертвы Будде и Лао-цзы. Народ постепенно перенял это и затем это почитание широко распространилось и процветало''.( цит. по ''Китай и соседи'', с. 115). В 1-3 вв. процесс распространения религии Сиддхартхи Гаутамы только начинался, его результаты выявились в полной мере лишь в последующие столетия, как это будет показано ниже.

В начале 3 в. (220 г.) в Китае произолши драматические изменения: империя Хань, более 400 лет объединяющая под своей властью Поднебесную, пала. Начались длительные междоусобные войны, за ними последовал глубокий экономический упадок. Как это отразилось на китайско-индийских отношениях? В официальных посольских связях между обеими странами наступил длительный перерыв. Хроника Ляншу сообщает:'' В период Вэй (220-264 гг.) и Цзинь (265-420 гг.) посольства прекратились и связи более не поддерживались.'' Ослаб контроль китайских властейи над путями в Индию, что проявилось вликвидации в 342 г. административной единицы Юнчан. Однако интерес китайцев к Индии не ослабел. Так, например, китайские послы Чжу И и Кан Тай, посетившие в середине 3 века страны Южных морей, проявили очень большой интерес к территории и расположению Индии, к обычаям ее населения и к ее религии. Добытые сведения они изложили в описании своего путешествия, которые дошли до наших дней в незначительных отрывках, но тем не менее подтверждают, что даже в период смуты китайско-индийские связи сохранялись на уровне частных контактов жителей этих стран.

Официальные отношения между Индией и Китаем начинают оживляться в конце4-5 вв. Инициативу в этом процессе взяла в свои руки Индия. Этот факт может быть объяснен продалжением и даже углублением дезинтегративных процессов в Китае, охваченном внутренней смутой и терзаемом иноземными захватчиками. Первое, после долгого перерыва, индийское посольтсво отмечено китайскими источниками в 381 г. Заинтересованность индийцев в поддержании посольских отношений с Китаем, что способствавало развитию внешнеторговых связей, ярко отражает посольство из индийского государства Капилавасту (Цзябили) в428г. Местный властитель, потомок династии Гуптов, в послании, переданном через послов, выражал желание наладить ''бесперебойный обмен посольствами'' [Сун шу, цз.97]

Не смотря на перерыв в официальных посольских отношениях, движение индийцев-буддистов в Китай для проповеди своего учения. Это движение активно продолжалось приблизительно с 3 по 10 века. Паломники и экономические и культурные связи между Индией и Китаем продолжали развиваться поступательно. С 3 в. начинается интенсивный поток китайских буддистов в Индию к буддийским святыням и для изучения научных и религиозных трактатов. С другой стороны в этот период наблюдается встречное проповедники пользовались как сухопутными, так и морскими путями. И Цзин писал,что в конце3 в. через пограничный округ Юнчан (в верховьях Меконга), Верхнюю Бирму и Ассам в Индию прошли 20 китайских монаха, направлявшиеся ко двору Шри Гупты [Д. Холл, с.35].

Одним из первых известных китайцев-паломников был Тао Нань, совершивший путешествие в Индию около 316 г. Чжан Син Лан приводит сведения о 54 индийских буддистах и о 64 китайских паломниках, совершивших путешествие по материку. Морское путешествие из Индии в Китай и обратно только в течении 5-6 вв. совершили 18 монахов, считавшихся среди буддистов ''звездами первой величины.[Китай и соседи, с.116] Некоторые паломники туда и обратно добирались различными путями. Например, Фа Сянь отправился в Индию в 399 г. через Западный край, а возвратился в 415 г. морем через порт Тамралипти, что недалеко от устья Ганга. История Фа Сяня чрезвычайно любопытна для историка, она позволяет исследовать китайско-индийские отношения более глубоко, как-бы увидеть их глазами средневекового китайского путешественника. Известно, что Фа Сянь был учеником индийского ученого Кумарадживы, переводившего в Китае буддийские святые книги с санскрита на китайский и внесшего огромный вклад в развитие китайской поэзии. Существует интересный рассказ о том, что сказал Кумараджива Фа Сяню накануне отъезда последнего в Индию, когда Фа Сянь пришел попрощаться со своим учителем. Кумараджива наставлял его не тратить все свое время на приобретение одних лишь религиозных знаний, но и тщательно изучать жизнь и обычаи индийского народа, с тем чтобы Китай мог лучше понять Индию[Неру, с. 200].В путешествии в Индию Фа Сяня сопровождали Хуай Цин, Тао Чен, Хуай Юн, Хуай Вэй. Вероятно, они воспользовались караванной трассой Южного пути: ''Путь отмечен костями людей, поплатившихся жизнью за попытку пересечь пустыню.'' По этой пустыне Фа Сянь шел в течении 17 дней и, пройдя путь в 1500 ли (480-500 км.), прибыл в царство Шеншен (Шаньшань). Пробыв там чуть более месяца, путники двинулись в северо-западном направлении и после пятнадцатидневного перехода добрались до царства Ву И. Что такое Ву И, с каким географическим пунктом его можно идентифицировать сказать затруднительно. Возможно, под Ву И подразумевается Турфан. Далее путь лежал через перевал Янги- Давань, Ладакх в Дарель на Инде. В Индии Фа Сянь посетил почти все буддийские святыни в районе Ганга, обучался в университете Паталипутры. В 411 г. Фа Сянь ''в поиске священных рукописей'' отправился в страну Сингхала (Цейлон). Пробыв на Шри-Ланке 2 года он сел на торговое судно и через Яву отправился на родину.

Путешествие Фа Сяня имело огромное значение для развития китайско-индийских отношений. Спустя несколько лет после путешествия Фа Сяня, в 428 г. царь Капила направил к китайскому императору дипломатическую миссию, и после 205-летнего перерыва были восстановлены официальные дружественные отношения со взаимным подношением даров.

В течении всего 5 в. Индия оказывала мощное культурное воздействие на китайскую цивилизацию. Видя неподдельный интерес многих китайцев к святыням Индии, индийские ученые посещали Китай, жили там некоторое время, изучали язык, переводили книги с санскрита, обучали китайских адептов. Так, почти одновременно с пребыванием Фа Сяня в Индии в Китае находился индиец Буддабхадра. Он прибыл морем примерно в 398 г. и прожил в Китае около 30 лет, до самой смерти. Буддабхадра перевел на китайский язык множество классических буддийских сочинений, некотрые из них - совместно с Фа Сянем, вернувшимся из Индии.

Путешествия Фа Сяня и Буддабхадры были началом усилившегося культурного обмена между Индией и Китаем. Так в течении V в. н.э. Срединную империю посетили следующие видные индийские буддисты :
  1. - около 410 г. - сингалец Сангхаварми, направленный царем Цейлона в Китай со статуей Будды из белого нефрита для императора Сяо Уди (373-396), но путешествие затянулось на 10 лет, и монах добрался до цели много лет позже смерти Сяо Уди;
  2. -424 г.- Гуньяварман, внук царя Кабула;
  3. -429 г.- трое неизвестных монахов из Сингхалы ;
  4. -433 г. - сингальские монахини;
  5. -434 г. - духовная миссия Тиссары;
  6. -435 г.- Гуньябхадра из Цейлона;
  7. -442 г. -миссия Сангхавармана.

Эти и многие другие, не упомянутые в этом перечне, миссии объединяет то, что все они прибыли в Китай морем, используя передвижения торговые суда. [Хенниг, с. 42-43] Действительно, торговля была в '' самым лучшим миссионером ''. Приводя в соприкосновение различные расы и народы и устанавливая между ними тесные связи, торговля неизбежно приносила с собой новые религиозные представления, способствуя тем самым культурному взаимообмену и взаимовлиянию народов. Это, в свою очередь, приводит к определенному политическому сближению.

Активность Индии в поддержании посольских связей с Китаем становится особенно заметной в начале VI века. Только за 21 год этого столетия в Китае побывало 18 официальных посольств, из них 6 в 511 г.[Китай и соседи, с.116]. В связи с активизацией дипломатических отношений еще более оживляются частноторговые связи между Китаем и Индией. Из Индии вывозятся в Поднебесную пряности, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость и изделия ремесленников. В обратном направлении шли шелка, медная посуда, лекарства, фаянсовые и фарфоровые изделия.

Первостепенное значение в китайской внешней торговле приобретают южные приморские провинции. Это связано с тем западные и, что северо-западные районы Китая, через которые проходили караванные трассы Великого шелкового пути, были разорены иноплеменными нашествиями и внутренними войнами, политически раздробленный Китай фактически потерял контроль над этими районами [Китай и соседи, с.120].

На рубеже VI-VII вв. коренным образом меняется обстановка на востоке Азии. В конце VI века в Китае создается единая централизованная империя ( династии Суй и Тан ). Практически одновременно в начале VII века в северной Индии образуется обширная империя Харши. Поэтому с VII века наблюдается новое оживление официальных отношений между Индией и Китаем посредством континентальных трасс. Использование центральноазиатских путей стало возможно благодаря тому, что Китай, объединенный под властью сильных правителей, смог восстановить свой контроль над областями через которые проходят дороги Шелкового пути.

Имеются данные, что китайские послы Вэй Цзе и Ду Хуань направленные суйским императором Ян ди в Центральную Азию в начале восьмого века, посетили среди прчих стран и Кашмир. В 641 г. в Китай прибыло посольство из Харши. В ответ был направлен императорский рескрипт с выражением любезности. Это побудило Харшу вновь прислать своих послов в Китай, которрые были приняты здесь с большой пышностью. С ответным посольством в Индию был направлен Ли Ибяо. Китайскоепосольствотакже было принято с почетом при дворе царя Харши, который снова направил своих посланцев вКитай с подарками [Китай и соседи, с.121].

В это же время в Индии находится один из известнейших средневековых паломников-географов Сюань Цзан. В 629 г. Сюань Цзан, в возрасте 26 лет, отправился из Сиани в Индию через Гоби, Хами, Кучу, Аксу, оз. Иссык-Куль, Хотан, Яркенд, Ташкент, Самарканд и Балх, переправился через Гималаи по Хайберскому перевалу. Сначала Сюань Цзан пересек, расположенную к западу от Инда страну в районе реки Сват, затем возле Утакханды переправился через Инд и проник в Пенджаб (Пятиречье). Здесь он посетил Такшашилу (Таксилу), затем Джелам. Затем Сюань Цзан вернулся в Кашмир, где провел два года ( большую часть времени в столице Кашмира- Сринагаре). Далее паломник отправился на Пунч, Раджавар, к Чинабу и в царство Чека. Дальнейший маршрут до самого Сатледжа не вполне ясен. На другой стороне этой реки путь шел на Матхуру, район современного Дели, а затем в '' обетованную'' страну буддистов - бассейну Ганга. Сюань Цзан обошел Святую землю во всех направлениях, проник в район истоков Ганга и, пробравшись в Непал, надолго задержался в Магадхе. Здесь располагался ограмный и богатый университет Наланда, где Сюань Цзан пробыл пять лет. По имеющимся сведениям, в Наланде проживало в то время до 10 тысяч монахов и учащихся.Сюань Цзан получил звание, соответствующее магистру права, и позднее стал своего рода ''проректором'' университета [Неру, с. 201]. Дальнейший маршрут путешествия Сюань Цзана вел сначала в восточном направлении к Брахмапутре и в западный Ассам , затем в Ташлук, расположенный на одном из рукавов Ганга. Отсюда Сюань Цзан намеревался отплыть на Цейлон, но, последовав совету, отправился сухим путем в южнубю Индию. Он прошел по Декану, по самой южной оконечности Индии, вышел к Малабарскому побережью, затем снова поднялся на север к устью Инда и побывал в Белуджистане. Далее через Кабул и Хавакский перевал Гиндукуша он вышел в Среднюю Азию, и далее тем же путем возвратился в Китай в 645 г. С собой он привез богатейшую коллекцию буддийских рукописей, позволившую еще более утвердить положение буддизма в Китае, к тому же сведения о " 138 государствах" посещенных Сюань Цзаном были чрезвычайно важны для развития китайской географии. Путешествие этого монаха значительно сблизило цивилизации Индии и Китая: Царь Канауджа Харшавардхана и император Тан обменялись посольствами. Сам Сюань Цзан поддерживал связь с Индией, обмениваясь письмами с индийскими друзьями и получая от них рукописи.

Однако столь успешно развившиеся связи были нарушены после распада империи Харши в 647 г. Китайский посол Ван Сюань Це и его помощник Цзян Шижень, направленные в империю Харши в 648 г., оказались в гуще междусобной борьбы за власть. При этом один из мелких местных феодальных властителей атаковал китайских послов и перебил почти всю их свиту. Ван Сюань Це удалось бежать во владения туфаней (Тибет). Здесь он развернул весьма своеобразную для посла деятельность : навербовал из ближайших племен конные отряды, численность которых первоначально была около 8 тысяч, и вторгся с ними в северную Индию. Благодаря раздробленности Харши Ван Сюань Це удалось одержать ряд побед. Его войска захватили около 580 населенных пунктов. Это сопровождалось массовым истреблением местного населения, угоном его в плен, захватом домашнего скота и другой добычи, то есть откровенным разбоем. Некоторых североиндийских властителей Ван Сюань Це принудил прислать китайскому императору карты их владений. Это рассматривалось китайцами как символ непосредственного подчинения данной территории императору. Вернувшись ко двору в Чанъань, Ван Сюань Це представил императору одного из пленных индийских властителий. Следует отметить, что императорский двор всячески приветствовал подобную деятельность своего посла, и по этому случаю были даже вознесены благодарственные жертвы в храме предков императора [Китай и соседи, с.121]. Т. о. Можно заключить, что действия посла-разбойника не вызвали неудовольствия со стороны двора, так как они целиком и полностью отвечали общей внешнеполитической линии китайского двора на захват территорий и расширения владений Сына Неба. Дальнейшие официальные отношения между Китаем и Индией развивались в рамках посольского обмена. При этом китайцы выделяли 5 сравнительно крупных индийских владений, самостоятельно поддерживающих связи с китайским двором : Срединное, Северное, Южное, Восточное и Западное. Наиболее активные посольские связи с Китаем в VII-VIII вв. поддерживали Срединное и Южное владения. Остальные посылали посольства в Китай лишь эпизодически. "Синь Таншу" приводит довольно многочисленные сведения о посольствах из Кашмира, из Нагарахары (646 г.), из Удианы (648 г.). Упоминаются и отдельные посольства из Сингхалы (Цейлон).

Китайские источники почти не сообщают о посольствах из Китая в Индию после миссии Ван Сюаньце. Имеются лишь некоторые скупые и косвенные сведения, например, данные о послах Тайцзуна в 647 г. кберегам Ганга и о посольстве 720-го года в Южную Индию. Однако, следует обратить внимание на то, что, поскольку буддизм в VII-начале VIII вв. занимал в Китае положение господствующей религии, многие китайские паломники в Индию исполняли и государственные поручения. Но, несомненно, кимтайцы направлялись в Индию реже чем Индийские послы в Китай. Танское правительство предпочитало вести дипломатические отношения с различными областями Индии главным образом через прибывавших оттуда послов. Каковы же были дипломатические функции этих посольств? Китайские источники ограничиваются весьма скудными данными, так что может создаться впечатление, что основным их назначением было " подношение дани". Это, по сути, служило специфической формой поддержания централизованной торговли. Однако, посольские связи служили и некотрым чисто дипломатическим интересам. Так правитель южной Индии, предпринимая поход против арабов и туфаней решил заручиться поддержкой Китая. Его послы в 720 г. просили императора восславить отправлявшиеся в поход войска. Китайский императорский двор, польщенный вниманием и не упускавший случая подтвердить свои претензии на верховную власть, даровал индийским войскам почетный титул "армия, преисполненная добродетели". Таким образом, обе стороны, поддерживая посольские связи, преследовали различные цели. При этом в Китае все явсвеннее проступают методы, с помощью которых императорское правительство пыталось поддерживать иллюзию верховной власти над всеми странами и народами. Со второй половины VIII в. прослеживается ослабление дипломатических и культурных связей между Индией и Китаем. В этом сыграло свою роль арабское завоевание северо-западных областей Индии, а также наметившейся к этому времени и более четко проявившийся в IX в. политический упадок Танской империи. Сокращение материковых связей между обеими сторонами было вызвано и усилением на западных границах Китая туфаней, с которыми китайцы вели длительные войны со второй половины VIII в. С середины IX в. значительно ослабевает и поток миссионеров-монахов из Индии в Китай и поток паломников в обратном направлении. Это было следствием проникновения и расспространения в северной Индии ислама и одновременно постепенного ослабления в Китае господствующего положения буддизма. После падения империи Тан (907 г.) в Китае вновь наступает период политической раздробленности. Северные провинции опять становятся ареной почти не прекращающихся войн. Правительство, добившееся объединения большей части страны к 960 г. (империя Сун), так и не смогло распространить свой контроль на северо-западные районы страны. На западных рубежах Сунской империи в XI в. усиливается тангутское государство Си Ся. В начале XII в. власть Сун охватывала лишь южную половину Китая.

Северная Индия в X-XII вв. также переживала период политической раздробленности и частой смены завоевателей. Все это вместе взятое затрудняло дальнейшее развитие китайско-индийских связей по материковым путям через Центральную Азию. Тем не менее связи между Китаем и Индией полностью не прекращались. В X в. как китайские, так и индийские власти почти целиком переложили выполнение официальных поручений на буддийских паломников, которые уже не столь часто, как раньше, но все еще продолжали совершать путешествия в Индию. В 953 г. североиндийское посольство из 16 человек, возглавляемое монахами, прибыло в Китай, доставив в подарок знаменитых лошадей.

Китайские паломники, возвратившиеся в Китай в 963 г. , доставили императору дары, а в 982 г. послание от североиндийских раджей. Единственным светским посольством того времени можно считать прибытие в Китай в 975 г. сына одного из североиндийских властителей. Поток миссионеров и паломников постепенно убывал. Последняя большая группа китайских буддистов (157 человек) отправилась в Индию через Центральную Азию в 960-х годах. Поездка эта была одобрена императором. Официально ее целью был сбор классических буддийских книг. Прибытие последнего китайского монаха в Индию было отмечено около 1033 г., а последних индийских миссионеров в Китай - в 1036 и 1053 гг.

Политические бури и осложнение международной обстановки в Центральной Азии и в северном Китае в X-XII вв. гораздо меньше отразились на южных и юго-восточных провинциях Китая. Здесь продолжался рост городов и торговли. После 1127 г. в южнокитайский город Ханчжоу была перенесена и столица империи Сун. Центр политической и хозяйственной жизни страны сместился на юг. Приблизительно в тот же период, в начале XI в., быстро усиливается южноиндийское государство Чола. Оно подчинило себе почти все тамильские княжества южной Индии и, опираясь на сильный флот, завоевало Цейлон, Никобарские, Андаманские и Мальдивские острова. Т. о., если объективные обстоятельства в X-XII вв. мешали развитию китайско-индийских отношений через северную Индию и западный Китай, то на юге сложились благоприятные условия для поддержания связей морскими путями. Первое официальное посольство из Чолы в Китай прибыло в 1015 году.Оно состояло из 52-х человек. Посольство передало китайскому двору богатые подарки: жемчуг. Слоновую кость, тропические благовония, изделия из стекла,а также послание правителя Раджа Райи, где выражалось стремление установить с Китаем более близкие отношения. Пытаясь сблизиться с Китаем, Чола преследовала двоякие цели. Во-первых, во время отправления первых посольств в Китай Чола готовила вторжение в Нижнюю Бирму, а хорошие отношения с Китаем должны были застраховать заморские операции Чолы от неожиданностей. Поэтому индийцы не скупились на подношения китайскому императору. Во-вторых, Чола была заинтересована в поддержании морской торговли с Китаем, которая облегчалась налаживанием официальных связей. Недаром Раджа Райя в своем послании 1015 г. говорит, что он черпает свои знания о Китае от купцов. Ведущих морскую торговлю на востоке.

К XI-XII вв. ''дань'' иноземных послов помимо вещей в подарок императорскому двору содержала определенное количество товаров, которые компенсировались китайской казной. Разнообразие состава ''дани'', доставлявшейся из южной индии, хорошо видно на примере вещей, привезенных посольством из Чолы в 1077 г. Это были: стекло, большие тазы для умывания, бутыли для благовоний, камфора, рог носорога, мастика, розовое масло, горох, золотистые семена лотоса, наркотики, лекарственная вьющаяся роза, алоэ, кардамон, гвоздика.(Сунши,цз.96). Развитие заморской торговли по южному морскому пути отвечало интересам и китайской стороны. Правительство не упускало случая получить прибыль как от казенной, так и от частной заморской торговли. В XI-первой половине XIII вв. мы наблюдаем с одной стороны затухание китайско-индийских отношений по материковым трассам, с другой - активизация связи южных районов Китая и Индии по морскому пути. Анализируя весь вышеизложенный фактологический материал, можно выделить следующие аспекты индо-китайских отношений: 1) политический, 2) культурный, 3) экономический. Следует полагать, что последний аспект играл важнейшую роль во взаимодействии Китая и Индии. Хотя в источниках он представлен несколько завуалировано, скорее китайские летописи и сказания о праведных паломниках и миссионерах подчеркивают культурный (религиозный) или политический аспекты. Однако, не следует забывать, что практически все путешествия как паломников, так и посольских миссий, были совершены либо на торговых судах, либо в составе торговых караванов. Индийские государства располагались на великих торговых путях, и это без сомнения, не могло не сказаться на специфике отношений. Если взглянуть с высоты сегодняшнего дня на историю Индии и Китая в первом тысячелетии, то становится очевидным факт, что динамика дипломатических отношений Китая и Индии была тесным образом связана с состоянием торговых путей : когда сухопутные пути оказывались под контролем кочевников Центральной Азии, приоритет китайские власти отдавали отношениям с южноиндийскими государствами по южному морскому пути, когда Китай восстанавливал свой контроль над Западным краем, интенсивно развивались связи Поднебесной с северными государствами Индии (Кашмир,Удиана и т.д.). В таком развитии событий легко можно усмотреть интересы торгового капитала. Ведь для купца первостепенное значение имеет безопасность доставки груза, а какая безопасность на трассах, контролиремых враждующими друг с другом ордами кочевников?

Культурный аспект в китайско-индийских отношениях занимает особую роль. Индия, пожалуй, была единственной страной, оказавшей на Китай такое мощное и разноплановое влияние. В первую очередь речь, конечно, идет о буддизме. И, хотя, перед автором не стоит задачи рассмотреть историю проникновения религии Сиддхартхи Гаутамы в Китай, но не сказать нескольких слов по этому вопросу было бы большим упущением. Буддизм, безусловно, был явлением чужеродным для Китая. Это потверждается тем, что неоднакратно далались попытки запретить это учение. Воспоминания об этом сохранились в китайской классической литературе, например, в книге У Чэн Эня ''Путешествие на запад'' содержится сообщение о том, что при императоре Тайцзуне среди высокопоставленных вельмож делались попытки дескридетации буддийского учения. Тем не менее, благодаря деятельности таких видных миссионеров, как Буддабхадра, Дхармарайана, Кашьяпа Матанга и др., буддизм распространялся среди образованной части общества. Вместе с буддизмом в Китай из Индии пришли особенности архетектуры, ныне так привычно ассоциируемой как чисто китайская. Индийская философия оказала сильное воздействие на китайскую, обогатив ее и способствовав развитию филисофии неоконфуцианства.


Назад на главную
Вверх



Сайт управляется системой uCoz